Поддержать сайт "КАПИТОШКИН ДОМ"

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 410011020001919  ( Современные авторы детям )
Главная / ВЕСТИ С КРЫШИ / Рассказы / ВЕСТИ С КРЫШИ. ПУШКИНСКИЕ МУРЛЫКИ

ВЕСТИ С КРЫШИ. ПУШКИНСКИЕ МУРЛЫКИ

ВЕСТИ С КРЫШИ - Рассказы

ВЕСТИ С КРЫШИ

ПУШКИНСКИЕ МУРЛЫКИ

Русский поэт Александр Пушкин для каждого русского человека – первый национальный русский поэт. Не по счету первый, но – по значению; символ русской поэзии – и для зарубежного читателя. «Пушкин – наше всё», – говорили ещё его современники. Пушкин – первый русский профессиональный писатель, сделавший литературу своей профессией, создатель классического русского языка, на котором мы разговариваем сегодня. Пушкин, – писатель, драматург, но, главное для нас – поэт, – поднял русскую литературу на высокий уровень, сделав её совестью русской нации.

 

Ко всему прочему, что немаловажно для любителей кошек, читателей нашего сайта, Пушкин – создатель русского национального кота. Не мог Александр Пушкин не замечать присутствие кошек в мире – он так узнаваемо описывает их в своих произведениях, не мог поэт не любить кошек, не восхищаться ими как истинный кошколюб и кошкотворец, как гениальный поэт. Все поэты любят кошек, ибо кошки – воплощённая поэзия…
Не случайно одно время в пушкинском музее на Арбате жил рыжий кот.

 

История не сохранила для нас имена и «портреты» реальных котов поэта. В письмах Пушкина упоминаются два кота, но оба они являются литературными персонажами. В одном письме в конце февраля 1825 года из Михайловского поэт пишет брату Льву:

– Начало «Кота» Измайлова очень мило.
– Вы любите кота?
Любите: он ведь сирота...


Но в творчестве Пушкина: и в поэзии, и в прозе, и в его выразительных карандашных набросках или рисунках пером, – мы встретим множество кошачьих зарисовок, сценок с присутствием кошек. Александр Пушкин явно получал огромное удовольствие, наблюдая за представителями усатого хвостатого кошачьего племени. Не один его пушистый знакомец объявился на страницах пушкинских произведений. Пушкин обладал удивительным даром – понимать котов. В творчестве поэта встречаются и коты реальные, и коты мистические, и кошачьи метафоры.

Конечно, самый известный и любимый нами с раннего детства кот – это пушкинский Кот Учёный из пролога к поэме «Руслан и Людмила». Этот лукоморский зверь – талантлив, мудр, образован.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.


Явился этот кот из давних народных преданий о сказочном коте Баюне, который сказками побеждал, сказками усыплял… «Руслан и Людмила» – сказка-поэма, услышанная однажды Александром Пушкиным на лукоморье у зелёного дуба за кружкой мёда-пива от Кота Учёного, ходившего по золотой цепи. А на самом деле эта сказка была рассказана поэту его любимой няней Ариной Родионовной в Михайловском.

слов своей любимой нянюшки поэт записал:

– У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт –  сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.

Мы прослеживаем связь пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» с русским фольклором.
В этой же поэме мы встретим ещё одно народное поверье. Предание о некоей мистической связи кошек с тёмными силами. Вспомним, что у каждой уважающей себя ведьмы, Бабы-Яги, живёт в лесной избушке чёрный кот, её верный помощник. Часто в народных сказках ведьма или колдун принимают кошачий образ.

В поэме «Руслан и Людмила» читатель встречает образ ведьмы-кошки:

К нему волшебница явилась,
Вещая: «Знаешь ли меня?
Ступай за мной; седлай коня!»
И ведьма кошкой обратилась…


В пушкинской «Сказке и попе и его работнике Балде» бесёнок порой напоминает нам… котёнка. Появившись перед Балдой,

– Замяукал он, как голодный котёнок…
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь…
Хвостик поджал, совсем присмирел…


Эта ассоциация «котёнок – ребёнок» несколько раз встречается у Пушкина. 8 сентября 1833 года поэт пишет жене из Казани в Петербург:

– Здорова ли ты? Здоровы ли вы все? Дорогой я видел годовалую девочку, которая бегает на карачках, как котёнок, и у которой уже 2 зубка. Скажи это Машке...

Герой трагедии «Борис Годунов» юродивый Николенька на площади в Москве перед собором поёт:

– Месяц светит,
Котёнок плачет.

Тема кота-оборотня встречается у многих современников Александра Пушкина. В 1825 году поэт прочитал первую в русской литературе фантастическую повесть – произведение Антония Погорельского (псевдоним А. А. Перовского) «Лефортовская маковница» (торговка), в котором есть интересный персонаж – Аристарх Фалелеич Мурлыкин. Александр Пушкин описывает брату Льву свои впечатления от прочитанной повести:

– Душа моя, что за прелесть бабушкин кот!

Я перечёл два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным. (Пушкин оговорился, назвав кота Трифоном). Выступаю плавно, зажмуря глаза, повёртывая голову и выгибая спину.

Да, поэт мог легко вжиться в любой образ. Перед нами появляется Пушкин, примеряющий на себя кошачью шкуру, кошачий образ.
Тема кота-колдуна встречается и в стихотворении Пушкина «Гусар».

Пушкинский герой бравый гусар выследил, как его милая кума Марусенька, отхлебнув из склянки, улетела в трубу, т.е. оказалась ведьмой. И, конечно же, у неё в избе жил кот, обязательный «атрибут» всякой ведьмы:

Гляжу: под лавкой дремлет кот;
И на него я брызнул склянкой.
Как фыркнет он! я: брысь!.. и вот
И он туда же за лоханкой…


Подобные превращения нередки в сюжетах фантастических произведений пушкинского времени. Встречаем мы в романе Пушкина «Евгений Онегин» в главе «Сон Татьяны» эпизод: среди фантастического бесовского сброда появляется странное вымышленное существо – «полужуравль и полукот».

Но вспомним интересные описания Александром Пушкиным котов вполне реальных. Любимая лирическая героиня поэта, его верный идеал, Татьяна Ларина, конечно, не могла обойтись без пушистого друга. Тем более что жила она в деревне, где для хранения домашних припасов от мышей в домах часто держали котов. Жил кот и в имении Лариных. Кошка – грациозное, пластичное, тёплое существо, создающее в доме покой и уют. С ним можно поговорить, кота можно приласкать. Конечно же, кот Лариных предпочитал общество тихой, задумчивой Татьяны, а не весёлой, шумной Ольги. Коты любят тишину и покой. Глядя на своего любимца, Татьяна отмечала народные приметы:

Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости.

Пушкин рассказывает нам, как во время традиционного вечернего Святочного гадания девушки мечтают вытянуть колечко под известную народную песню, предвещавшую скорое замужество:

Кот кошурку
Звал спать в печурку…
Потому и, говорит поэт:
– Милей кошурка сердцу дев.


Часто пушкинские герои-коты имеют свой ярко выраженный кошачий характер, свою индивидуальность. Вместе с Пушкиным мы наблюдаем и за жизнью русского общества, и за кошачьими повадками, за кошачьими выражениями, высокомерием ли старого кота из «Послания к Галичу» 1817 года:

Уж темна ночь объемлет
Брега спокойных вод;
Мурлыча в келье дремлет
Спесивый старый кот...


игривостью ли  весёлого котёнка из баллады Адама Мицкевича «Будрыс и его сыновья» в переводе Александра Пушкина:

Нет на свете царицы
Краше польской девицы:
Весела, что котёнок у печки...


Вспомним целую пространную кошачью зарисовку, своеобразную поэтическую метафору, из поэмы «Граф Нулин», образ всеми нами узнаваемого домашнего любимца, его повадки:

Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки,
За мышью крадется с лежанки:
Украдкой, медленно идёт
Полузажмурясь, подступает,
Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.

Встречаются коты и в поэме "Домик в Коломне". Одно время Пушкин жил в этом районе Петербурга. Знакомая ему атмосфера привнесена поэтом в данное произведение, где Параша, героиня поэмы по вечерам

– …слушала мяуканье котов
По чердакам, свиданий знак нескромный…»
А после смерти кухарки все в семье
– об ней жалели в доме.
Всех же боле кот Васька.

Понятное дело.

Мелькнула кошка и в стихотворении «Тень Фон Визина». Поэт изображает сценку: поэт Державин по-домашнему сидит с кошкой на лавочке. В это время перед ним появляется умерший литератор Фон Визин:

Сказал Державин – очень рад;
Прими моё благословенье.
Брысь, кошка! – Сядь, убогий брат,
Какая тихая погода…


В юношеской поэме Пушкина «Монах» мы тоже встречаем кота, который составляет значительную часть собственности бедного отшельника. Кот этот вполне земной:

– Наш труженик не слишком был богат,
За пышность он не мог попасться в ад.
Имел кота, имел псалтирь и чётки,
Клобук, стихарь да штоф зелёной водки.


Бес искушает старого монаха, появившись ночью в келье в виде соблазнительной девицы, которая при свете дня исчезает:

– А наш монах, увы, лишён покоя.
Уж он не спит, не гладит он кота…


Есть описание сценок с участием кошек и в пушкинской прозе. Вспомним трогательный эпизод из повести Пушкина «Дубровский»:

– Теперь все ладно, – сказал Архип, – каково горит, а? Чай из Покровского славно смотреть. – В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть — со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние.

– Чему смеетесь, бесенята, – сказал им сердито кузнец, – Бога вы не боитесь, Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь, – и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз».

Архип оказался милосерднее к животным (правда не к помещикам), чем жестокий самодур помещик Троекуров, для потехи стравливавший медвежат с кошками и щенками, а медведей –  с людьми.

В прозаических произведениях Пушкина: «Капитанская дочка», «История Пугачёва», «Барышня – крестьянка», «Станционный смотритель», – также встречаются кошки.

В сценке из повести «Станционный смотритель» образ животного не имеет индивидуальности, просто дополняет картину народного быта:

– Эй, Ванька, полно тебе с кошкой возиться, ступай, проводи барина да покажи могилу…

В дополнение к сказанному вспомним кошачьи рисунки поэта в альбомах и на листах черновиков. Иногда эти наброски иллюстрируют пушкинских героев котов и кошек, или просто изображены коты, явившиеся вдруг перед мысленным взором поэта.

 

Один рисунок долго сопровождает Пушкина в его жизни, впервые появившись в рукописи поэмы «Руслан и Людмила» 1818 года. Но это не Кот Учёный. Это другой кот, выполненный как бы единым росчерком пера. Он сидит к нам спиной. Такого же кота узнаём, сидящим на окне кишинёвской квартиры – карикатура 1821 года на бывшего офицера французской службы Дегильи. Этот же рисунок находим в черновике «Евгения Онегина». Несколько схожих котов изображены в альбоме Елизаветы Михайловны Ушаковой. Найдём мы этого кота и в болдинских рукописях осенью 1830, позже, в 1833 году – на черновике письма поэта к супруге Наталье Гончаровой.

В комментарии к полному собранию произведений Пушкина приведена следующая версия:
– Видимо, в своё время поэту удался этот шутливый образ, выполненный достаточно лаконичными средствами, буквально без отрыва пера от бумаги. Видимо, у этого графического образа есть свой собственный определённый смысл.

 

Рисунки на черновиках поэта являются загадочной частью пушкинского наследия. Это некий графический знак какого-то внутреннего состояния поэта. Рисунки в альбоме Елизаветы Ушаковой порой возникали как продолжение разговора гостя и хозяйки или иногда являлись отражением семейных происшествий, известных небольшому кругу людей. Случалось, чтобы подразнить Елизавету Ушакову намёком на её жениха (это был друг Александра Пушкина Сергей Киселёв), Пушкин неожиданно принимался мяукать или будто звать кошку «кис-кис-кис». Саму Елизавету Ушакову Пушкин иногда называл «кисанькой». На одном листе её альбома поэт нарисовал кошку с профилем его обладательницы, у ног которой лежат две мёртвые крысы.

 

По утверждению Л. Н. Майкова, в семье Киселёвых сохранилось предание о том, что более всего Пушкин любил изображать кошек. Он рисовал их всегда и везде.

Литературные кошачьи образы поэта – особенно Кот Учёный – вдохновили многих художников на создание их собственных художественных произведений.

Мы же на этом закончим краткий обзор пушкинской «кошкинианы».

 
Поиск
Великой Победе посвящается

Великой Победе посвящается


Группа "ДЕТСКИЙ САД"
Облако тегов


Powered by Dapmoed