Поддержать сайт "КАПИТОШКИН ДОМ"

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 410011020001919  ( Современные авторы детям )
Главная / Интервью / Зоя ТИТОВА. ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ УСАЧЁВЫМ

Зоя ТИТОВА. ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ УСАЧЁВЫМ

Андрей Алексеевич Усачёв


1.  Вы учились на электронщика, потом резко изменили свой выбор – поступили на филфак, вы уже тогда почувствовали, что ваше призвание – писать?

АУ. Все несколько сложнее. В большинстве своем к окончанию школы дети редко понимают, что им действительно нужно. Пошел учиться я на электронщика потому, что институт был рядом, и почти все знакомые в него шли. А вот ушел - сознательно: понял, что это не мое, и я проживаю какую-то чужую жизнь. В то время я «писательского призвания» не чувствовал, хотел быть музыкантом. А потом была советская армия, а потом еще разные работы, да и поступив на филфак, не думал, что стану писателем. Просто любил читать книжки, а филфак - с  точки зрения «получения образования» - был наименьшим злом. То, что я хочу (и могу) стать детским писателем, понял лет в 27-28.

2. Как вам лучше пишется? Нужны ли вам особые условия для творчества? Известно, что Пушкин любил писать лёжа на диване, Бальзак пил кофе литрами и творил ночи напролёт, а Гоголь – в пути.  А вы?

АУ.
Придумываться сюжеты и строчки могут, где угодно: в метро, в ванной, на кухне.  А вот для собственно работы ничего особенного не нужно, только стол, сигареты, желательно, конфеты, и отсутствие музыки. Музыка меня сбивает и вышибает, это более сильное искусство: когда она звучит, стихи заканчиваются.

3. Вы много выступаете, гитара – ваша постоянная спутница, дети принимают вас с восторгом. Не это ли тот самый допинг, позволяющий не сходить с дистанции и оставаться в авангарде детской литературы?

АУ. Выступаю я не так много и, не поверите, не очень это дело люблю. Это как с вождением автомобиля: я уже сорок лет вожу машину, вожу хорошо, знаю, как это делать, но не могу сказать, что люблю. Так и с выступлениями. То, что детям нравятся мои выступлениями, безусловно, приятно и поддерживает «во дни тягостных раздумий». Но не допинг.

4.  Книг очень много, хороших – мало. Каких авторов нужно обязательно прочитать начинающему детскому писателю?

АУ. Да все, что вошло в мировую классику. От А до Я: от Андерсена до Ювачева и Янссон. Причем, не только то, что определяется, как «детская литература».  Гоголь не детский, а как без него? И «Робинзон Крузо»… И Стивенсон, и Конан Дойль, и остальная приключенческая и детективная литература. И мифология обязательна… Вся литература стоит на мифах.

5.  В хрестоматиях детской литературы содержатся сотни имен, среди них достойнейшие авторы, которых наши мамы и бабушки знали наизусть – Бианки, Житков, Чарская, Осеева, Гайдар, Голявкин… Какие, на ваш взгляд, книги прошли испытания временем? А какие нужно воскрешать?

АУ. Ну допустим, насчет Чарской – это перебор. Не читали ее мамы и бабушки. У Осеевой есть несколько симпатичных рассказов, однако много нравоучительности. А остальные, пожалуй, да!

Вообще-то, специально воскресить ничего не получится. Книги и авторы либо интересны детям (и тем самым современны), либо нет.

6. Как научиться писать лучше всех? Есть ли свободные места в высшей лиге?

АУ. «Писать лучше всех» – формулировка странная. Одновременно писали Толстой, Достоевский, Лесков… Кто лучше писал?.. А насчет мест в «высшей лиге»:  в отличие от спорта, в литературе нет первых, вторых и третьих мест. И количество гениев не ограничено ничем, кроме Божественного промысла. Разумеется, гениальных авторов жадному до книг читателю всегда не хватает. В нашей родной отечественной литературе с поэзией для детей все замечательно (думаю, по количеству блестящих авторов и стихов, мы перегнали даже Англию), а вот с прозой, особенно со сказками, бедновато. Так что вперед! Горизонт открыт, и небо безгранично.

Зоя ТИТОВА

 
Поиск
Великой Победе посвящается

Великой Победе посвящается


Группа "ДЕТСКИЙ САД"
Облако тегов


Powered by Dapmoed