Поддержать сайт "КАПИТОШКИН ДОМ"

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 410011020001919  ( Современные авторы детям )
Главная / События и факты / Двенадцатое Международное Совещание юных дарований в Литературном институте

Двенадцатое Международное Совещание юных дарований в Литературном институте

Александр Торопцев

Двенадцатое Международное  Совещание юных дарований в Литературном институте

Мы, организаторы этого действа и руководители семинаров, и наши помощники-студенты, не ожидали такого мощного прилива. Санкт-Петербург и Ковров, город Сертолово Ленинградской области и Самара, Омск и город Канаш в Чувашии, Калининград, Петрозаводск, Минск, Кемерово, Сызрань, Тольятти, Уфа, Салават, Магнитогорск Челябинской области, Матвеев Курган Ростовской области, село Листвянка Рязанской области, Ярославль, Шатура, Махачкала, четыре украинских города: Бердянск, Одесса, Днепропетровск, Донецк, и, конечно же, Москва и Московская область, и другие города и села, и деревни России прислали пишущих молодых людей к нам. Мы просмотрели более 200 рукописей, отобрали из них 150 лучших, но мы не ожидали, что всем им удастся приехать. Приехали!! На Совещании работало более 150 человек.

Конечно же, была радость. Мы в очередной раз услышали голоса юных. Помните, как говорил Солон (между 640 и 635 — около 559 до н. э.): «Каждый поёт свою песню, если у него есть голос». А голоса у молодых есть! Мы в очередной раз почувствовали, что тревожит их души и сердца. Мы вновь пожалели о том, что не было в Литературном институте издателей, которые пичкают детей низкопробной книжной продукцией, ничего общего не имеющей с высокой литературой, с одним из трёх главных богатств любого государства (вместе с народом и территорией).

 

Да, пока у них не хватает знаний и навыков, но – это дело времени.

 

Да, у них есть много преград на пути к высокой литературе. В своих городах и весях они, например, очень нужны всевозможным карьеристам и политикам, которым важно похвалиться перед неискушенными людьми: «Вот, мол, какой я хороший – юного прозаика (или поэта) в жизнь вывожу, помогаю печататься, и даже книгу ему помог издать». Ах, как нам всем хочется публиковаться, да книги свои в руках держать! Это – нормальное состояние человека пишущего. Это – нормальное желание любого человека, влюбленного в свою профессию: увидеть продукт своего труда, своих поисков.

И юные души искренно радуются, когда их хвалят, им почему-то кажется, что если хвалят, значит, они уже есть, значит, они – гении. Одна очень способная девушка (не буду называть её фамилию, и город, в котором она живёт) на высокой эмоциональной ноте прочитала большой очерк. Боевитый. В нём 7-10 строк были сильными, душа там шевельнулась, затихли все мы, слушатели. Уже хорошо – 7-10 строк из 140-160! Но не сказать ей о том, что всё остальное у неё пока гораздо слабее той строки, которую она же сама уже может писать, мы не имели права!

Мы просто обязаны указывать им на ошибки. Они же сами всё поймут лет через 5-7, ну 10-15. Они сами во всем разберутся и скажут нам, что же вы, профессионалы, меня хвалили-расхваливали, да на ложный путь направляли, да поощряли мои ошибки?!

Я честно говорил о слабостях текста, и вдруг автор перебила меня: «А Вы знаете, сколько мне писем прислали разные люди?!» Я, конечно же, догадывался, сколько писем могут прислать добрые люди юной девушке, расхваливая ее за пафос, за эмоциональные откровения, за душевный её настрой, очень правильный, надо сказать. Но всё это в литературе уже было написано, да лучше, да крупными мастерами изящной словесности. А вот эти 7-10 строк – её. И, повторюсь, очень способной девушке надо себя ценить, в себе развивать эту способность простыми словами, без излишнего пафоса приводить души людей в трепет, волновать их сердца. Повторюсь: не пафосной, избитой строкой, а простыми – своими! – словами да фразами.

И тогда будет крепнуть свой ГОЛОС, да СВОЯ ПЕСНЯ. Голосок у девушки есть, я об этом говорил. Но его надо развивать, ставить, как говорят музыканты. Нужно искать свой стиль, чтобы петь свои песни. Нет своего стиля – нет писателя. По чужой колее ходить могут только вконец уставшие путники. А тут юная душа! А тут добренькие дяденьки да тетеньки – её печатают, её хвалят. Хвалят за то, что она по чужой колее бежит. Правильно ли они делают? – Нет.

Пишу я этого только потому, что – так мне показалось – юноши и девушки, которые работали со мной, меня понимали, хотя, может быть, и обижались на меня первые минуты три-четыре обсуждения. А может быть, кто-то уехал из Москвы с обидой. Бывает такое в творческих поисках.

 

Общие ошибки

Практически, все прозаики в сюжетных сочинениях грешили «докладным стилем», будто писали они записки для высокого начальства, или слезные опусы для зала суда. Этим, кстати, грешат и некоторые взрослые писатели. «Рассказчик-докладчик» в редчайших случаях обладает достоинствами писателя-художника. Обычно же он похож на примитивный манекен, которому вдруг показалось, что он сможет удивить читателя сюжетом. Такое случается в самых редких случаях. Вспомним, еще во времена Аристотеля «о человеке уже все сказано» было. Но уже 2400 лет после него люди пишут и пишут, а мы читаем и радуемся. Почему такое происходит? Отвечая на этот вопрос, я так говорю: несмотря на то, что в людях гораздо больше общего, чем частного, каждый человек, тем не менее, уникален.

Чем же он уникален? – Голосом, интонацией, мелодией души, ума и сердца.

Как же эту уникальность передавать в строке? – На этот и другие вопросы, касающиеся литературного творчества, любой желающий и достойный имеет право получить исчерпывающие ответы, поступив в наш институт. Я же скажу совсем коротко. А. Нужно искать рассказчика своих историй. Человека с характером, с личностными качествами, а, значит, со своей лексикой, со своим стилем. Сложное это дело. Далеко не всем участникам нашего Совещания удавалось найти такого рассказчика. Для каждой истории – своего, уникального. Как это получалось у Михаила Шолохова в «Донских повестях», у американского писателя Уильяма Фолкнера, у Андрея Платонова, Василия Шукшина и у других зарубежных и российских классиков.

Добрые родители и наставники молодых людей могут задать мне каверзный вопрос: «А не рановато ли нашим детям и воспитанникам, загруженным в школе, осваивать Ваш список?» - Не рановато. Если юноши и девушки приняли решение, то не рановато. Если еще не приняли, то, так мне кажется, пусть плывут по течению со скоростью жизненного потока. Пока не примут решение.

Редко кто использовал огромные возможности композиционного построения прозаических сочинений.

О деталях вроде бы всем известно от школьных учителей – мало деталей я увидел в текстах.

Обсуждались у меня и стихи. Безусловно, понравилась Гранкова Елена из Коврова. Расхвалил её. Может быть, и не в меру.

Поэтам жить и писать сложно. Уж очень они впечатлительны, очень им свойственно подражание. Нет-нет, пожалуйста, подражайте природе, там вы найдете и образы, и звуки, и тайны, и мелодии, и линии. Но подражать даже очень гениальным предшественникам опасно. Леонардо да Винчи однажды сказал, глядя на то, как старательно копируют его произведения молодые художники: «Как же много дураков сделает моё искусство!»

Но магия, как самый мощный магнит, притягивает чуткие души. И начинается не подражание, а подражательство.

Самого юного, но уже со стажем, участника нашего Совещания Себастьяна Козлова притянул другой опасный для человека одаренного «магнит». Все могут, и я могу. Все пишут фэнтэзи, сказки, разные приключения и я смогу написать. И он стал писать свою «сказку», большую, романного формата. И заблудился в трёх соснах – уже в самом начале. Да, кто-то от рождения владеет чувством композиции, именно чувством, а не знанием, пониманием. О них мы говорить не будем. Гениям вообще можно не волноваться – они же гении. Но уже талантливым людям волноваться надо, то есть надо учиться  и работать, постоянно помня об образовании, о самообразовании. Я имею в виду писательское образование, самообразование.

Мы, конечно же, пожурили нашего юного друга Себастьяна Козлова, и вот что мне в нём нравится: он всё понял, он понял свои ошибки, он их больше не совершит!

 

Надо встречаться! Надо работать друг с другом!

Свидетельствую. «Совещания» талантливых мудрецов, прозаиков, поэтов, драматургов и т.д. проходили с глубокой древности во всех, без исключений, цивилизационных центрах Земного шара. Форматы этих «совещаний» были разными. «Круглый стол», где все равны, где царил диалог равных. «Пирамида» - во главе с самым великим и опытным мастером, умело ведущим «диалог неравных». И т.д.

Но и там и сям главным была атмосфера, творческая энергия всех и каждого. Там была работа друг на друга. Да, иной раз на этих «совещаниях» спорили, ругались, говорили обидные слова – всякое бывало! Некоторые обиженные гордо покидали «совещание», но проходил месяц-другой, а то и неделя-две и даже у самого обиженного вдруг появлялось необоримое желание попасть на «совещание», поработать в общении с талантливыми людьми.

От Исландии, Ирландии и до Цейлона, Юго-Восточной Азии, от Магриба аль-Аксы (дальнего запада) до Страны Утренней Свежести и Страны Восходящего Солнца – так было. А если так было всегда и везде, значит, так оно и будет, и должно быть впредь.

А значит, уже с юных лет надо использовать в своём развитии, образовании и самообразовании этот формат: «совещательный».

И его используют в нашей стране: во всех областных городах, во многих районных существуют постоянно действующие литературные семинары для юных и молодых, и мы на своих Совещаниях порой чувствуем «руку мастера», того же Геннадия Хомутова из Оренбурга.

Сколько  интересного, важного  и нужного  мы способны  почерпнуть  друг у друга!

 
Поиск
Великой Победе посвящается

Великой Победе посвящается


Группа "ДЕТСКИЙ САД"
Облако тегов


Powered by Dapmoed