Поддержать сайт "КАПИТОШКИН ДОМ"

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 410011020001919  ( Современные авторы детям )
Главная / Выпуск № 08(12) / Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ / Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. Детский мир Виктора Зайца

Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. Детский мир Виктора Зайца

Александр Преображенский

Детский мир Виктора Зайца

Хороший детский писатель – тот, кто хорошо помнит себя в детстве. Не просто - свое детство как цепочку событий, а собственные детские ощущения, их остроту, запахи, свет, звуки, мысли, ассоциации. Помнит себя и мир вокруг себя, как единое целое. Ну, еще надо уметь рассказать об этом понятно и без прикрас, искренне и точно, не забывая деталей и не боясь выставить самого себя или своего героя смешным, глупым, злым, подлым; да и обо всем хорошем, что в тебе было тогда, а значит и есть, тоже не забыть. Тогда все или хотя бы многое получится.

Виктор Заяц помнит и умеет.

У него в рассказах о детстве все - правда. Всамделишный лирический герой - мальчик Витя – главный, хотя и не единственный. Но не то важно, что автор его с себя самого писал, а важно то, что точно и без прикрас.

В рассказах Зайца настоящий мир, и этим он интересен. А настоящий он не потому, что срисован с того, что существовало когда-то в реальности, а потому, что узнаваем. Причем узнаваем и для тех, кто никогда в те времена не жил и в местах тех не был. Не так уж много в рассказах Зайца деталей, но они принципиальны и точны взглядом ребенка. Светящиеся окна пятиэтажек с волнительной жизнью в них «счастливых» людей. Чужая статуэтка или картина за этими окнами из другого и потому интересного мира. Следы на снегу. Снежинки под фонарем. Ушанка из цигейки, прогрызенная и заштопанная на макушке черными нитками. Случайное слово или вскрик, вырвавшийся у мальчика от «избытка чувств». Желание не садиться в первый ряд, чтобы не подумали: «Он еще маленький». Ничего нового неожиданного, но все узнаваемо воспоминанием о детстве, яркостью ранних ощущений, искренностью эмоций, непосредственностью обобщений.

Язык автора прост и созвучен детству, а в диалогах и отдельных фразах из уст героев замечательно точен и иллюстративен. Обзовет бабушка своего непослушного упрямого внучка в сердцах «колбяном» и «дундуком» и вот уж и бабушка та подмосковная видна, как и другая с Украины открывается одной лишь короткой тревожной фразой: «А где тот Витя?». Не остается сомнений даже, что «г» в слове «где», она мягко выдохнула по-украински.

Лирический герой рассказов Виктора Зайца о детстве особенно значим. Он носитель всего внутреннего мира этих произведений и главное художественное средство автора. Для того чтобы изобразить достоверно восприятие, переживание, поступок своего героя, автор должен «пропустить это через себя» - известный подход в творчестве писателя, художника. Виктор Заяц все, о чем пишет, уже «пропустил через себя» в детстве и сохранил об этом прекрасную память. Рисуя мир своего детства, он не вмешивается грубо с высоты прожитых лет, не старается наполнить его глубокомысленным пониманием на основе приобретенных знаний, а, сохранив в естестве, подает читателю таким, каким воспринял его когда-то мальчик Витя. В этой картине мира лирический герой Виктора Зайца представляет собой важнейшую органичную составляющую, и лишь изредка взрослый автор позволяет себе некоторые ремарки к детским суждениям.

Образ лирического героя Виктора Зайца настолько достоверен, что может служить объектом анализа психологии ребенка, как и художественными иллюстрациями к нему. В нем собраны и наивная оригинальность детских ассоциаций, как в рассказе «Кастет», где из неизвестного герою слова «ставка» вырастает в его воображении грандиозная скульптура; и творческие игры – игра в следы на снегу в рассказе «Зимний вечер», и детское тщеславие – «Счастье», детская любовь и самоотверженность – «Разбой», талантливое воображение – повсюду.

Достоверно показать мир глазами ребенка и ребенка в этом мире – задача сложная и не всем доступная. Если автор справляется с ней, он имеет право писать для детей. Возможно даже, что только такой автор и имеет право писать для детей, потому что только ему поверит талантливый читатель – взрослый и ребенок.

Для хорошей литературы важно, чтобы ее читатель тоже был талантливым, потому что бесталанный читатель либо поверит без разбора во все, что написано, либо ни во что не поверит – не обманете – как бы кто хорошо и верно не писал.

С позиции талантливого читателя Виктор Заяц, несомненно, имеет право писать о детях, другой вопрос - детский ли он писатель?

Есть множество образцов той литературы, которую называют детской, потому что ее задумали для детей, и где придумано все. Герой – таких не бывает, причем, не важно положительный или отрицательный, таких просто нет в природе. И речь тут не о том, что у него пропеллер на спине, а на пузе кнопка или опилки в плюшевой голове - не о сказочном в детской литературе речь. Как раз Карлсон с Винни-Пухом не придуманы по сути, а потому и вечны. Герои придуманной литературы по сути другие, они внешне могут не отличаться от нас или могут быть сказочными персонажами, но они придуманы и накачаны сладкой массой так, чтобы ребенок сглотнул их с ложечки вместе с тем лекарством, которое взрослый решил в него запихнуть, возомнив себя педиатром душ. Идейная микстура уничтожает в придуманном герое все естество. Он думает, говорит, совершает поступки, живет не так, как это делают настоящие люди - хоть дети, хоть взрослые.

Мир - в смысле среда, в которой этот придуманный герой существует – прилизан до примитивной иллюстрации и отмечен редкими грубыми четкими пятнами отрицательного, чтобы сразу видать. Язык – искусственный рафинад. Расхожая мораль – главная идея.

Верят ли дети таким рассказам и книжкам? Не знаю, но сглатывают. Сглатывают, не смотря на то, что сами так не думают, не говорят, не поступают и даже не мечтают. Также как взрослый «пипл хавает» массовую печать, так и дети. А раз проглотили и не поперхнулись, значит это и есть литература для детей. Коммерческим издательствам, а других почти нет, это как нельзя более кстати. Потому что выдавать послащенную массу «на гора» не так уж и трудно, а честно говоря, очень легко и доступно каждому знакомому с правилами правописания и даже не очень с ними знакомому тоже. Справедливости ради надо сказать, что такая литература для детей существует давно – процветала она и во времена исключительно государственных издательств, и еще раньше, появившись чуть позже рождения русской детской литературы как таковой.

Рассказы Виктора Зайца никак не ложатся в эту накатанную схему. Они ей противоречат. Заяц скорее пишет про детей, чем для детей. И все-таки он детский.

Да, его рассказы о детстве не специально для детей написаны, но кто, прочитав их, рискнет спорить с тем, что эти рассказы детям понятны, созвучны и близки. Близки восприятием мира и невыдуманным присутствием самого ребенка в каждом рассказе этого писателя. И сладкая масса тут не нужна – ребенок прочтет и поймет их, потому что талантлив. Хорошая литература про детей - всегда литература для детей. Для талантливых детей. Так мы в детстве читаем книги Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне, «Детство» Льва Толстого, «Детство» Максима Горького, «Последний поклон» Виктора Астафьева. Не задаваясь вопросом, для кого писали авторы, издавали эти произведения издательства «Детгиз» и «Детская литература», да и сегодня они крепко держатся в сериях классики детской литературы. Пора издавать для детей рассказы Виктора Зайца.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск
Великой Победе посвящается

Великой Победе посвящается


Группа "ДЕТСКИЙ САД"
Облако тегов


Powered by Dapmoed