Поддержать сайт "КАПИТОШКИН ДОМ"

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 410011020001919  ( Современные авторы детям )
Главная / Современные сказки № 2 01/2012 / Зоя ДОНГАК / Зоя ДОНГАК. БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

Зоя ДОНГАК. БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ (Тувинские сказки)

КАША В КУВШИНЕ

Было это давным-давно, когда рога козлов в небо упирались, а хвосты верблюдов по земле волочились. Поздним  зимним вечером шёл  бродячий  лама[1]  со старым мешком, с молитвенными книгами.  Лама посматривал на юрты,  над  которыми  вились  дымки от  очага, и принюхивался, откуда  вкуснее пахнет.
Вдруг запахло пшённой кашей, и лама свернул к ближней юрте.  Собака с громким лаем бросилась на ламу и  сбила  его  с ног. Он упал в снег и закричал:
– Люди добрые, помогите!  Спаси –и- ите-е…
Отбиваясь ногами от собаки, он всё глубже и глубже зарывался в рыхлый снег. Собака хватала его за ноги и лаяла ещё громче. Из юрты выбежала хозяйка, отогнала собаку, помогла подняться толстому, неуклюжему ламе, и отряхнула от снега его жёлтый халат. Зашёл лама в юрту и жадными глазами уставился на котёл, в котором варилась густая пшённая каша.  Лама сел ближе к огню и стал перебирать  свои четки.  Хозяйка хлопотала у котла, помешивая кашу деревянной поварёшкой. Она посолила круто кашу и вышла.  Прибежала в юрту девочка, всыпала соль в кашу, лукаво усмехнулась и выбежала.  Немного погодя вошёл хозяин, всыпал  чашку соли в кашу и тоже вышел за дверь.  Злится голодный лама:  «Как  можно есть человеку  такую солёную кашу? Пусть дадут лучше своей корове, это ей полезно есть солёное!».  Когда все собрались, хозяйка взяла чашки и наполнила их кашей. Лама нахмурился и сказал:
– Мне чуть-чуть положите, я сыт.
Хозяйка подала ему маленькую чашку с кашей. Попробовал кушанье лама и чуть свой палец не откусил – каша-то была с сахаром!  Голодный лама не заметил, как проглотил её всю.   Когда все наелись, хозяйка собрала и переложила остатки горячей вкусной каши  из котла в кувшин и поставила на полку. Ночью, когда в юрте все уснули, голодный лама мучился от голода. Даже вспотел от волнения.  Он тихо поднялся, схватил кувшин с кашей и засунул в него руку. Набрав пригоршню горячей каши, он потянул её обратно. А ручища застряла – ни назад, ни вперёд. Тогда зажал он кувшин между коленями и стал пытаться вытащить руку.  И так, и сяк, а вытащить не может.  Горячая каша жжёт больно руку, аж  до костей доходит.  Выскочил лама из юрты и кувшином – хлоп, по какому-то чёрному камню. Камень как подскочит, как залает, завизжит!  Но кувшин цел остался. Побежал лама дальше.  На пути его большая тёмная горка лежит. Хлоп кувшином по горке – а то оказался верблюд. Как тот заревёт, и плюнул на обидчика!  А  кувшин опять цел остался. Лама испугался и бросился прочь от верблюда. Добежал до овечьего загона и хотел там разбить кувшин. Ударил по столбу, а это оказался пастух, который как закричит:
– Вор!  Держи вора!
И все  кинулись к нему. Пустился  лама без оглядки бежать, задохнулся от быстрого бега и упал замертво.

 

ГДЕ БРОДИТ ДРАКОН? ОТЧЕГО ГРОМ ГРЕМИТ?

– Шыяанам! – бабушка начинает свою сказку.
–  Бабушка, что такое шыяанам? – спрашивает её внук Аяс.
– Шыяанам! –  это слово означает «далее» или «так вот». То есть такое одобрение, которое вдохновляет меня как рассказчика, а вас – слушателей заставляет внимательно следить за сказкой.
–  Шыяанам!  Высоко-высоко в небе, среди золотистых облаков попадается иногда мохнатое и черное облако. Это Дракон-Медведь. Не  многим удается его разглядеть. Когда наступает зима и в Верхнем мире становится холодно,  Дракон-Медведь спускается на землю.  Он заранее примечает для себя подходящее ущелье в горах, чтобы перезимовать, пока снег не растает. От его дыхания стоят в горах и морозы, и метели, и иней на деревьях. Чуть только потеплеет, Дракон-Медведь из своего укрытия вылезет, и снова на небо, в Верхний мир отправляется до новых холодов…Весной и летом Дракону-Медведю  среди золотистых облаков, становится иногда скучно. И он принимается ворчать. Вот тогда люди на земле и слышат отдаленное громыхание. Бывает, что  Дракон разгневается не на шутку, и гром грохочет у человека прямо над головой.  Звучит, как громкая брань. Чтобы умилостивить  Дракона-Медведя, нужно найти человека, который в год  Дракона родился. И если он владеет горловым пением[2], то медведь к пению прислушается, и утихомирится. Если же такое средство не помогает и Дракон всё бушует, хозяин юрты должен выбежать наружу, в небо глядеть и кричать изо всех сил, пока до Медведя не докричится. А  если тот не смолкает, значит, не здоров, простужен, и в груди его драконьи хрипы да бурления. Стоит только Медведю взмахнуть хвостом, то небо пронзает молния. От этого он так сильно громыхает, что сам боится: сорвёт свой голос, и на земле ничего живого не останется – всё в огне и грохоте погибнет! Чтобы такого не случилось, держит Дракон-Медведь во рту девять жемчужин.  
На этих словах бабушка замолчала.
– Бабушка, ещё, ещё одну сказку! Мы не хотим спать – попросили внуки.
– Шыяанам!  Тогда слушайте следующую сказку.

 

КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ

Шыяан ам! Чуу боор ийик *   Было это много-много лет назад.  Раньше раннего, древнее древнего времени,  когда озеро Сют-Холь[3]  было тёмной лужицей,    а  гора Сумбер-Уула[4]  была остроконечным холмиком.  Звери на общем совете присудили верблюду красивые ветвистые рога и пышный длинный хвост.  Все вокруг ему очень завидовали. Как-то жарким днём верблюд спустился к реке напиться воды, и вдруг затрещали рядом кусты.  На речном берегу появился марал.  – Здравствуй, Верблюд! – сказал он приветливо. – Я спешу на праздник, Хозяйка горы Танды  Дангына будет освящать самую высокую вершину. Одолжи мне до завтра свои красивые рога - уж очень хочется выглядеть в праздничный  день нарядно! Не сомневайся, утром я тебе твои рога верну в целости и сохранности.
- Разве можно отказать другу? - отвечает верблюд. - Если тебе не поверю, то кому же верить? На, держи! - И он отдал маралу свои разветвившиеся на двадцать восемь отростков рога.
Марал нацепил их себе на голову и ускакал в густой лес.
В тот  же день встретился ему конь и попросил:
- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец !
Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.
Конь ускакал.  Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно.
- Шыяан ам!  Проходит день - они не возвращаются. Проходит ещё один день - их нет. Проходит третий день - марала и коня нет как нет. Целый год прождал верблюд своих приятелей, надеясь получить обратно рога и хвост, но так и не дождался: они остались у марала и коня. Но поскольку рога у марала не свои, то каждый год ему приходится их сбрасывать на землю, а потом ждать, пока отрастут новые. А обманутый верблюд до сей поры одиноко бродит посреди степей и пустынь. Чтобы избежать с ним встречи, марал в эти места не захаживает, бегает по таёжным лесам.
Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.
А верблюд с тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.
- Говорят, так и было - заканчивает свою сказку бабушка.
________________________________________
[1] Лама  – священник

[2] Горловое пение  – древнее пение тувинцев, напоминающее  то  гудение и разрушение  скал, то ритмичный звук при езде на лошади  иноходью, то колыбельную и  т.д.

[3] Сют-Хол -  озеро в Туве.  Сют-Хол (досл.) – Молочное-Озеро.
[4] Сумбер-Уула - название горы в Республике Тыва.

5. Шыяан ам! Чуу боор ийик * - Так вот что было-то!  Слово, которым обычно начинают сказку или которое произносят         после паузы в ходе исполнения сказки для привлечения внимания слушателей. Шыяан  могут говорить и слушатели для одобрения сказителя.



 

Комментарии   

 
0 #2 RE: Зоя ДОНГАК. БАБУШКИНЫ СКАЗКИМарина Королькова 27.04.2016 14:56
Понравились сказки Зои Донгак.
Спасибо! Получила огромное удовольствие от прочтения!
Цитировать
 
 
0 #1 RE: Зоя ДОНГАК. БАБУШКИНЫ СКАЗКИМарина Королькова 27.04.2016 14:56
Понравились сказки Зои Донгак.
Спасибо! Получила огромное удовольствие от прочтения!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Облако тегов


Powered by Dapmoed