Поддержать сайт "КАПИТОШКИН ДОМ"

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 410011020001919  ( Современные авторы детям )
Главная

Капельки № 09 сентябрь 2012

  • Петр СИНЯВСКИЙ

    Пётр Алексеевич Синявский - русский писатель. Член Московской организации Союза писателей России, автор нескольких десятков детских книг: <Скороболтушки>, <Мёдопровод>, <Таракан-американ>, <Весёлая квампания>, "Наша Хрюняша", <Грибная электричка>, <Зелёная аптека>, <С мигалкой на макушке>, <Больница на колёсиках>, <Отважная машина> и др. Родился 9 февраля 1943 года в городе Сим Челябинской области, где его родители находились в эвакуации. В том же году семья вернулась в Москву.

    Работал музыкантом в оркестре. Написал сотни песен для детей и взрослых. В 70-80-е годы вместе с композиторами Сосниным, Хромушиным, Кадомцевым, Парцхаладзе, Крыловым, Изотовым, Томиным и др. создал несколько десятков песен для Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством В. Попова. Лучшие из них были созданы в творческом союзе с композитором Юрием Чичковым и Николаем Песковым и вошли в золотой фонд советской детской песни: <Лесной марш>, <Зачем остывать костру>, <Мой щенок>, <Первый вальс>, <Пионерская улица>, <Лучшая подружка>. Вместе с Чичковым создал также песни к мультфильмам <Солдатская сказка> (<Экран>, 1980), <Жил-был Саушкин> (<Экран>, 1981). Написал сценарий (совместно с И. Букенгольц) мультипликационного фильма <Колдовское колесо> (<Беларусьфильм>, 1986). Автор слов к песням, прозвучавших в спектаклях и восьми художественных фильмах. Среди них - сериалы <Козлёнок в молоке>, <Убойная сила>, <Московская сага>...

    Как поэт-песенник работает с композиторами Марком Минковым, Александром Журбиным, Давидом Тухмановым, Алексеем Шелыгиным. На выступления к маленьким и взрослым читателям приезжает с гитарой.

    Официальный сайт Петра СИНЯВСКОГО


  • Даниил ХАРМС

    Даниил Хармс

    Даниил Хармс (Даниил Иванович Ювачев) родился 30 (по старому стилю – 17) декабря 1905 г. Его отец – Иван Павлович Ювачев был человеком исключительной судьбы. За участие в народовольческом терроре он (тогда морской офицер) был в 1883 г. судим и провел четыре года в одиночной камере, а затем – более десяти лет на каторге. Мать Хармса заведовала приютом для бывших каторжанок в Петербурге.
    Хармс учился в санкт-петербургской немецкой школе (Петершуле), где приобрел основательное знание немецкого и английского языков. В 1924 г. он поступает в Ленинградский электротехникум, откуда через год был исключен за «слабую посещаемость» и «неактивность в общественных работах». Таким образом, ни высшего, ни среднего специального образования писатель получить не смог. Но он интенсивно занимался самообразованием, особенно увлекался философией и психологией. Жил исключительно литературным заработком. С 1924 года он начинает называть себя Хармсом. Это был основной из его многочисленных псевдонимов; происходивший, может быть, и от французского «charm» (шарм, обаяние), и от английского «harm» (вред, напасть); он достаточно точно отражал сущность отношения писателя к жизни и творчеству: Хармс умел травестировать самые серьезные веши и находить весьма невеселые моменты в самом, казалось бы, смешном. Такая же амбивалентность была характерна и для его личности: ориентация на игру, на веселый розыгрыш сочетались с подчас болезненной мнительностью, с уверенностью в том, что он приносит несчастье тем, кого любит.
    В 1925 г. Хармс знакомится с юной Эстер Русаковой и вскоре женится на ней. Роман и брак были сложными и мучительными для обеих сторон – вплоть до развода в 1932 г. Однако всю свою жизнь он будет помнить об Эстер и сравнивать с ней всех женщин, с которыми его сведет судьба.
    В 1925 г. Хармс вошел в небольшую группу ленинградских поэтов, которую возглавлял Александр Туфанов, они называли себя «заумниками». Здесь происходит знакомство и возникает дружба с Александром Введенским. В 1926 г. они вместе с молодыми философами Леонидом Липавским и Яковом Друскиным образуют объединение «чинари». Примерно в это же время Хармс и Введенский были приняты в ленинградское отделение Всероссийского Союза поэтов. В сборниках Союза они печатают по два своих стихотворения, оставшиеся единственными «взрослыми» произведениями, которые им суждено будет увидеть напечатанными. Главная форма деятельности «чинарей» – выступления с чтением своих стихов в клубах, ВУЗах, литературных кружках; заканчивались они обычно скандалами.
    Хармс участвует в различных левых объединениях, инициирует их создание. В 1927 г. возникает Объединение реального искусства (ОБЭРИУ), куда, кроме Хармса и Введенского, входили Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, к ним примыкал также Николай Олейников, ставший близким другом Хармса.
    Единственный вечер ОБЭРИУ 24 января 1928 г. стал некоторым бенефисом Хармса: в первом отделении он читал стихи, а во втором была поставлена его пьеса «Елизавета Бам» (она во многом предвосхищает открытия европейского театра абсурда). Резко отрицательные отзывы в прессе определили невозможность подобных вечеров, теперь обэриуты могли лишь выступать с небольшими программами. Наконец, одно из их выступлений в общежитии ЛГУ вызвало новые обвинения в контреволюционности. В 1930 г. ОБЭРИУ прекратило свое существование, а в конце 1931 г. Хармса и Введенского арестовали. Приговор, впрочем, был сравнительно мягким – ссылка в Курск, а хлопоты друзей привели к тому, что уже осенью 1932 г. поэты смогли вернуться в Ленинград.
    Еще в конце 1927 г. Олейников и Борис Житков организуют «Ассоциацию писателей детской литературы» и приглашают в нее Хармса. С 1928 по 1941 г. он постоянно сотрудничает в детских журналах «Еж», «Чиж», «Сверчок», «Октябрята», у него выходит около 20 детских книг. Стихи и проза для детей и дают своеобразный выход его игровой стихии, но писались они исключительно для заработка и особого значения автор им не придавал. Отношение же к ним официальной партийной критики было однозначно отрицательным.
    После ссылки ни о каких публикациях, ни о каких выступлениях речи уже быть не могло. Более того, необходимо было скрывать свое творчество от посторонних. Поэтому общение бывших обэриутов и близких им людей проходило теперь на квартирах. Хармс, Введенский, Липавский, Друскин, Заболоцкий, Олейников, вели беседы на литературные, философские и другие темы. Деятельность этого кружка продолжалась несколько лет. Но в 1936 г. женился на харьковчанке и уехал к ней Введенский, в 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян Олейников.
    «Взрослые» произведения Хармса пишутся теперь исключительно «в стол». Поэзию сменяет проза, ведущим прозаическим жанром становится рассказ. В 30-х гг. возникает стремление к крупной форме. Первым ее образцом можно считать цикл «Случаи» – тридцать небольших рассказов и сценок, которые Хармс расположил в определенном порядке, переписал в отдельную тетрадь и посвятил своей второй жене Марине Малич (на которой он женился в 1935 г.). В 1939 г. появляется вторая большая вещь – повесть «Старуха». Известны около десятка рассказов, написанных в 1940–1941 гг.
    К концу 30-х кольцо вокруг Хармса сжимается. Все меньше возможностей печататься в детских журналах. Следствием этого стал совершенно реальный голод. Трагизм произведений писателя в этот период усиливается до ощущения полной безнадежности, полной бессмысленности существования. Аналогичную эволюцию проходит также и хармсовский юмор: от легкого, слегка ироничного – к черному.
    Начало войны и первые бомбардировки Ленинграда усилили у Хармса чувство приближающейся собственной гибели. В августе 1941 г. он был арестован за «пораженческие высказывания». Длительное время никто ничего не знал о его дальнейшей судьбе, лишь в феврале 1942 г. Марине Малич сообщили о смерти мужа. Мнение о его последних днях разноречивы. Некоторые считают, что Хармс, которому угрожал расстрел, симулировал психическое расстройство и был направлен в тюремную психиатрическую больницу, где и скончался в первую блокадную ленинградскую зиму. Есть также информация, что у Хармса незадолго до ареста действительно диагностировали шизофрению, поэтому он был помещен больницу для принудительного лечения. Неизвестно точно и где он умер – в Ленинграде или Новосибирске. Дата смерти – 2 февраля 1942 г.
    Рукописи Хармса были сохранены его другом Иосифом Друскиным; он забрал их зимой 1942 г. из опустевшей комнаты писателя. Не расставался с этим чемоданчиком ни в эвакуации, ни по возвращению в Ленинград, около двадцати лет не прикасался к его содержимому, сохраняя надежду на чудо – возвращение хозяина. И лишь когда надежды не стало, начал разбирать бумаги покойного друга.
    У Даниила Хармса есть стихи, которые многие называют пророческими:

    Из дома вышел человек
    С веревкой и мешком
    И в дальний путь, и в дальний путь
    Отправился пешком.
    Он шел, и все глядел вперед,
    И все вперед глядел,
    Не спал, не пил,
    Не спал, не пил,
    Не спал, не пил, не ел.
    И вот однажды поутру
    Вошел он в темный лес
    И с той поры, и с той поры,
    И с той поры исчез…
    И если где-нибудь его
    Придется встретить вам,
    Тогда скорей, тогда скорей,
    Скорей скажите нам.

    Через двадцать пять лет после его смерти Хармса оценил широкий читатель. Началось его второе рождение, которое продолжается и сегодня.

    Биография и личность ХАРМСА


  • Нина ПОПОВА

    Нина Попова

    Нина Викторовна ПОПОВА – поэтесса, член Союза писателей России и Академии российской литературы. Окончила Московскую Академию печати, слушателель Высших литературных курсов (семинар поэзии Сорокина В. В.). Автор книг поэзии «В душе несем мы прожитого след…», «На Земле всё Любовью согрето!» (книга-дипломант конкурса «Лучшая книга 2008-2011») и музыкально-поэтического альбома «Я научу слова летать...», публиковалась в поэтических сборниках и литературных альманахах. Лауреат литературных премий им. С. Я. Маршака, С. А. Есенина, М. Ю. Лермонтова. Любит путешествовать и участвовать в различных экспедициях.

  • Вероника ДОЛИНА

    Вероника Долина

    Вероника Долина родилась 2 января 1956 года в Москве, в семье авиаконструктора Аркадия Яковлевича Фишера и врача Людмилы Александровны Долиной. Дед по материнской линии, выходец из бессарабского местечка Вад-Рашков, участвовал в Гражданской войне в составе кавалерийской бригады Г. И. Котовского, затем был комиссаром Одесского артиллерийского училища. Брат — Александр Аркадьевич Долин — переводчик художественной литературы с японского языка. Училась в одном классе с Егором Гайдаром. Окончила музыкальную школу.

    В 1979 году окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, получив профессию учителя французского языка. Некоторое время работала в библиотеке, затем — в редакции специализированного журнала.

    С 1971 года Долина начала писать песни и исполнять их, аккомпанируя себе на шестиструнной гитаре. К большинству своих песен Долина сама написала стихи и музыку, есть также песни на стихи Ю. Мориц и песни, написанные в соавторстве с А. Сухановым. С середины 1970-х Долина активно участвовала в жизни сообщества московского КСП, хотя значительная часть сообщества (особенно поначалу) критически относилась к «острой» творческой манере и подчёркнуто женской тематике её песен.

    Как и у многих других бардов, регулярные публикации произведений у Вероники Долиной начались в эпоху перестройки. В 1986 году у неё выходит первый диск, вскоре — второй (тираж более 1 млн). В 1987 году она становится членом Комитета московских драматургов. В том же году у неё в Париже выходит первый сборник стихов.

    В 1989 году фирма «Мелодия» издала компакт-диск Вероники Долиной «Элитарные штучки». На сегодняшний день у Долиной выпущено более 10 сборников стихов, 9 виниловых дисков, более 20 компакт-дисков.

    В 2005 году была присуждена литературная премия «Венец».

    Официальный сайт Вероники Долиной

  • Сергей ИВАНОВ

    Сергей Анатольевич Иванов

    Сергей Анатольевич Иванов родился 17 июля 1941 года в Москве. В 1963 году окончил МГПИ имени В. И. Ленина. Первая книга, сборник стихов «Лесная мастерская», вышла в 1971.

    Сергей Анатольевич  Иванов — автор более 50 книг: школьные повести, рассказы о природе, детские детективы. В соавторстве с актрисой Риной Зелёной написал книжку для малышей «Сундучок». Создал сценарии к мультфильмам «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», «Незнайка на Луне». В 1996 году писателю присудили почетный диплом Международного совета по детской книге имени (Премия имени Г. Х. Андерсена) за повесть «Зимняя девочка» (1994). Вместе с поэтом Романом Сефом вел семинар детских писателей в Литературном институте им. Горького. Все книги Сергея Иванова — очень теплые, добрые и вдумчивые.

    Детский писатель Сергей Анатольевич Иванов (1941–1999) вошел в литературу как автор «школьной повести». В этом жанре в 1960–1970-е годы активно работали В. Крапивин, Ю. Яковлев, А. Алексин, В. Железников. Сергей Иванов занял достойное место в этом ряду признанных мэтров, хотя был моложе их всех. Он сохранил ту высокую и чистую ноту, что звучит в книгах Гайдара и Кассиля, и нашел свою интонацию.

    Интонация эта – лирическая и шутливо-ироническая одновременно. Он был студентом дефектологического факультета Московского государственного педагогического института и с упоением участвовал в выпуске стенгазеты. «Стенгазета – вот действительно литинститут». Стихи, которые публиковал в ней Сергей Иванов, – безоговорочное свидетельство таланта.

    По распределению уехал он в провинциальный городок, в школу для заикающихся детей. Тема школы стала самой главной в его творчестве, и учительский опыт писателю ох как пригодился!

    Профессионализация пришла после тридцати. Сергей Иванов писал стихи, которые издал «Малыш», а в 1971-м «Детская литература» выпустила его первую книгу прозы – «Хлеб и снег». Тогда и определилось писательское кредо Сергея Иванова: «Некоторые думают, что в книжке все должно быть как в жизни. Это неправильно. На самом деле в книжке все должно быть куда громче, ярче, жестче и веселей». Вот такими – яркими, увлекательными и в то же время пронзительно лиричными стали повести Сергея Иванова «Ольга Яковлева», «Тринадцатый год жизни», «Его среди нас нет», «Бывший Булка и его дочь», «В бесконечном лесу»... Глубоко психологичные и щемящие, они позволили Эдуарду Успенскому сказать о Сергее Иванове – «детский Достоевский». Только не по-достоевски светлые, хотя и печальные, эти повести...

    Книги Сергея Иванова – о взрослении человека, о сложнейших взаимоотношениях личности и коллектива, взрослого и ребенка, о красоте внутренней и внешней, об острой юношеской жажде справедливости и о первой любви. Как тревожно, обжигающе беспощадно звучат сегодня его слова, сказанные 30 лет назад: «Очень рано люди взрослеют, очень рано по сравнению с прошлыми поколениями. Но и твердеют рано. Трудно потом переделываться…» ….

    Наталья Богатырева

    (Богатырева,Н. "Детский Достоевский"//Читаем вместе.- 2010.-№2.- С.38)

  • Василий ПОПОВ

    Попов Василий Николаевич

    Василий Николаевич Попов – поэт, член Союза писателей России, секретарь Правления Союза писателей России. Родился 3 апреля в 1983 году в городе Ангарске, Иркутской области. Окончил Сибирский институт права, экономики и управления (Ангарск, 2005), Литературный институт им. А.М. Горького (Москва, 2010). Автор двух поэтических сборников стихотворений. Публиковался в журналах: «Наш Современник», «Роман-журнал XXIвек», «Братина» (Москва), «Сибирь» (Иркутск), «Русское эхо» (Самара), «Новый Енисейский литератор» (Красноярск), «Дон» (Ростов-на-Дону), а также в еженедельнике «Литературная газета» и многих других изданиях страны. Лауреат Всероссийской поэтической премии «Соколики русской земли» (2009). Дипломант Международной Всероссийской премии им. Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…» (2010). Победитель Международного песенно-поэтического конкурса «Журавли над Россией» (2011) и др.

    Личный сайт поэта Василия ПОПОВА

  • Юлия ВЕЛИКАНОВА

    Юлия ВеликановаЮлия ВЕЛИКАНОВА

    Выпускница ВЛК 2011 года, редактор, мама двух дочек – Маши и Наташи.

Поиск
Великой Победе посвящается

Великой Победе посвящается


Группа "ДЕТСКИЙ САД"
Облако тегов


Powered by Dapmoed