Старые добрые сказки
Классические сказки будут интересны детям всегда. Небольшой объем, привычные, запоминающиеся типажи героев и понятная, простая мораль делают их фаворитами среди детской литературы.
Начинать знакомство со сказками лучше всего с русских народных. Детям старше трех лет понравится динамичный сюжет «Сивки-Бурки», «Василисы Премудрой» и других.
После освоения фольклорного жанра можно переходить к авторским сказкам. Обязательны к прочтению в дошкольном возрасте:
- Сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова. Стихотворная форма подготавливает к самостоятельному чтению, формирует развитие языка, память и мышление. В стихах детям легче уловить и запомнить сложный сюжет. Троекратная система повторений (три раза старик закинул невод, царь искупался в трех разных котлах) упрощает восприятие сказки, дает радость «узнавания» сюжетных поворотов: дети с нетерпением ждут, что же будет дальше, в заветный третий раз.
- Сказки Г. Х. Андерсена. Его герои всегда светлые, целеустремленные и сильные духом. Многие сказки имеют грустную тональность, что знакомит ребенка с другими сторонами жизни – печалью, потерей. Детям средней ясельной группы можно почитать «Гадкого утенка», «Снежную королеву», «Дюймовочку», «Диких лебедей», «Огниво».
Рассказы советских авторов про мальчишек и девчонок
Под этим заголовком хочу перечислить нескольких авторов, чьи произведения в том или ином объеме обязательно надо прочитать с детьми-дошкольниками. Прежде всего, это Николай Носов – автор “Незнайки”. У него есть множество замечательных рассказов, многие из которых замечательно подходят на возраст 4-6 лет: “Фантазёры”, “Огурцы”, “Живая шляпа”, “Про репку”. Сборников Носова в продаже можно найти много, есть большие книги, есть книги маленькие; есть подороже, есть подешевле. Какую выбрать – надо решать в каждом конкретном случае. Из новых книг, вышедших в последнее время, выделю сборник “Лучшие сказки и рассказы для детей” с иллюстрациями Аминадава Каневского, Евгения Мигунова, Ивана Семёнова.Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-Shopна ОЗОНе – используйте промокод OZON538ICLПосмотреть в Читай-городеПосмотреть в БуквоедеПосмотреть в Book24.ru
Еще один автор – Виктор Драгунский. Его весёлые “Денискины рассказы” рассказывают о жизни мальчика, прототипом которого был сын писателя. Рассказы эти читают в школе, но многие из них подходят и на возраст 5-6 лет: “Он живой и светится”, “Друг детства”, “Заколдованная буква”, “Ничего изменить нельзя”, “Сверху вниз, наискосок!”, “Тайное становится явным”. Изданий этих рассказов сейчас много, они очень разные – как по оформлению, так и по составу произведений. Лучшую книгу назвать сложно. На мой взгляд, удачное издание получилось у АСТ в 2018 году – среднего размера сборник с иллюстрациями советского художника Виниамина Лосина:Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-Shopна ОЗОНе – используйте промокод OZON538ICLПосмотреть в Читай-городеПосмотреть в БуквоедеПосмотреть в Book24.ru
Но это всё рассказы в большей степени про мальчишек. А что с девочками?..
Конечно, есть у советских писателей и книги про девочек и для девочек. Для детей в 4 года подойдут добрые и короткие рассказы Софьи Прокофьевой “Про Машу и Ойку”, некоторые рассказы Валентины Осеевой, поучительные сказки Галины Лебедевой о девочке Маше (помните мультфильм про то, как Маша поссорилась с подушкой?) – чуть подробней об этих других замечательных книгах я рассказывала, когда делала список лучших книг для девочек. Здесь повторяться не буду, а вспомню цикл коротких и добрых рассказов Леонида Пантелеева “О Белочке и Тамарочке”…Посмотреть в My-Shopна ОЗОНе – используйте промокод OZON538ICLПосмотреть в Читай-городеПосмотреть в БуквоедеПосмотреть в Book24.ru
В этот же список я добавлю и рассказы советского писателя Валентина Катаева “Цветик-Семицветик” и “Дудочка и кувшинчик” – это добрые, хорошо написанные и поучительные сказки, которые подойдут как для совместного чтения с детьми 4-6 лет, так и для последующего самостоятельного чтения детей младшего школьного возраста.Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-Shopна ОЗОНе – используйте промокод OZON538ICLПосмотреть в Читай-городеПосмотреть в БуквоедеПосмотреть в Book24.ru
Топ лучших книг для дошкольников
В этом разделе мы разместили лучше книги для дошкольников, которые моно читать как совместно с родителями, так и самостоятельно.
- Маленький принц (А.Сент-Экзюпери)
- Винни Пух и все-все-все (А.Милн)
- Приключения Незнайки и его друзей (Н.Носов)
- Сказки про Муми-троллей (Т.Янссон)
- Праздник непослушания (С.Михалков)
- Волшебник Изумрудного города (А.Волков)
- Аля, Кляксич и буква А (И.Токмакова)
- Дядя Федор, пес и кот (Э.Успенский)
- Чарли и шоколадная фабрика (Р.Даль)
- Пеппи Длинный чулок (А.Линдгрен)
- Конек-горбунок (П. Ершов)
- Сказки про приключения Незнайки (Н. Носов)
- Приключения Буратино (А. Толстой)
- Сказки Пушкина
- Трое из Простоквашино (Э. Успенский)
- Чебурашка и Крокодил Гена (Э. Успенский)
- Сказки К. Чуковского
- Петсон и Финдус (Свен Нурдквист)
- Летняя книга (Бернер Ротраут Сузанна)
- Груффало (Дж. Дональдсон)
- Приключения Чиполлино (Джанни Родари)
- Путешествие Голубой Стрелы (Джанни Родари)
- Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса
- Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей
- Рассказы о животных, о детях (К. Ушинский)
Немного истории
Интересно, что назвать точную дату, когда в России появилась литература для детей сложно. Вначале она была смешана с народной литературой, в которую входили сказки, басни, былины и легенды. Однако некоторые учённые и исследователи придерживаются того мнения, что такая литература существовала давно, но до наших времён не сохранилась. В те далёкие времена, при богатых домах часто содержали женщин преклонного возраста, которые делились сказками и песнями с детьми.
Рукописные сборники сказок появились во второй половине XII века, а уж писать специально для детей стали только в XVII веке.
В те далёкие времена детская литература значительно отличалась от привычной нам сегодня. Основную массу представляла религиозно-нравственная литература. Такие книги считали источником и средством детского воспитания, религиозную тематику можно было повстречать в азбуках и букварях.
Новым этапом развития истории детской литературы можно назвать период правления Петра 1
Именно он уделял внимание детскому воспитанию и считал, что без правильной литературы полноценного воспитания не будет. Цель детской литературы – воспитание и образование. В этот период стали появляться азбуки, буквари и иная обучающая и познавательная литература
Появляются лёгкие жанры чтения, такие как басни и баллады, сказки и легенды, романы и баллады.
Во второй половине XVIII века детская литература начинает своё активное развитие. Свой весомый вклад в её развитие вносят такие известные писатели как Ломоносов М.В., Сумароков А.П. Державин Г.Р. и многие другие. Однако следует отметить, что многие идеи были заимствованные у других писателей зарубежных стран (Франция, Австрия, Германия). Говоря о жанрах детской литературы, то это были рассказы и повести, стихи и оды.
Если попробовать обобщить понятие детской литературы, то можно сказать, что это литература, где обобщены сказки и повести, рассказы, которые интересны и познавательны детям разного возраста.
Основная задача литературы для детей, это конечно, же образовательная и воспитательная функция, развитие языка и восприятие разных художественных образов.
Что почитать дошкольнику самостоятельно
В принципе, если ребенок уже достаточно хорошо освоил чтение, то смело рекомендуйте ему прочтение вышеперечисленной литературы. Но иногда ребенку в 5-6 лет сложно читать длинные сказки. В таком случае, чем руководствоваться при выборе литературы?
В этом возрасте дети интенсивно усваивают моральные нормы, поэтому они так любят выносить оценки другим («Этот мальчик поступил плохо!», «Эта гусеница — честная и хорошая, она не стала никого обманывать») и любят истории с подобной тематикой.
Интересы конкретного ребенка — главный ориентир для выбора книг. Не стоит навязывать любителю техники книжки про животных. Со временем он сам найдет все необходимое.
Дети любят яркие иллюстрации и хорошее оформление, это помогает им лучше представить и осмыслить прочитанное. Для самостоятельного чтения стоит выбирать простые и короткие рассказы и сказки с множеством иллюстраций, чтобы начинающему читателю было не так сложно.
- Это детская стихотворная классика Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, «Английские народные песенки» в переводе Самуила Маршака (а также его собственные произведения), сказки Корнея Чуковского.
- Русские и зарубежные народные сказки о животных в пересказе для детей («Волк и семеро козлят», «Зимовье», «Лиса и журавль»).
- Рассказы В. Сутеева, В.Осеевой и Н.Носова.
- Интересна детям будет игровая поэзия Даниила Хармса, Александра Введенского, Эдуарда Успенского.
- Тем, кто любит животных, подойдут произведения В.Бианки и Е.Чарушина.
Детские книги про детей
Чем старше становится ребенок, тем больше его интересы связаны со сверстниками. Книги про детей могут быть смешными, поучительными, реалистичными, фантастическими, а могут сочетать в себе все эти качества. Например, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского – цикл смешных рассказов о мальчике Дениске и его друзьях. Необязательно читать целиком – истории про школу можно пока отложить.
- «Эмиль из Лённеберги», «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен. Цикл историй про сорванца Эмиля Свенсона развеселит и взрослых, и детей. А повесть про Пеппи – веселая, хулиганская фантасмагория, ода детству и оптимизму.
- «Приключения Незнайки» Николая Носова. Несмотря на то что малыши из цикла историй про Незнайку не дети, а сказочные человечки со вполне себе взрослой жизнью, их характеры каждый ребенок вполне может спроецировать на себя. Детям 4–5 лет понравятся истории про жителей Цветочного города, а вот более серьезные произведения вроде «Незнайки на Луне» лучше отложить до школьных времен.
Значение чтения для дошкольников
Книги формируют базовые умственные процессы: умение находить связи между событиями и явлениями, анализировать, мыслить абстрактно, логически и при этом творчески. Недаром ведь с ранних лет мамы читают детям простейшие книжечки с потешками, коротенькими стихотворениями. Дети запоминают прочитанное, с удовольствием рассматривают яркие красочные картинки. Так происходит знакомство с книгами.
Кроме того, благодаря чтению растет словарный запас ребенка, улучшается разговорная речь и способность ясно излагать свои мысли. Развиваются коммуникативные навыки: сочувствуя вымышленным персонажам, ребенок учится сопереживанию в принципе, учится понимать других людей, видеть мотивы поступков и предугадывать реакцию.
Начитанные дети отличаются от тех сверстников, кто не очень «дружит» с книгой. Развитая речь, умение красиво и художественно излагать свои мысли, подбирать синонимы положительным образом скажется на школьной успеваемости. Ребенку будет легко писать сочинения по литературе, легче запоминать прочитанное по различным предметам.
Понимание других приводит к пониманию себя. Знакомство с внутренним миром литературных героев способствует развитию своего внутреннего мира, помогает разобраться в собственных чувствах. Хорошая литература развивает кругозор, знакомит с другими культурами, помогает узнать новое и почувствовать многообразие мира.
Книги про путешествия
Путешествия могут быть как по волшебной стране, так и в пределах ограниченной территории
Важно, сколько разных персонажей встретит главный герой на своем пути и как изменит его сам путь
- «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого. Чем не путешествие – закольцованный путь Буратино от каморки Папы Карло до своего возвращения обратно в конце истории?
- «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф. За эту историю она получила Нобелевскую премию по литературе. Странствия мальчика Нильса – это не только путешествие по Швеции, но и долгий путь от гордыни к состраданию и доброте.
- «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла – самое удивительное и абсурдное путешествие через кроличью нору и одна из самых обсуждаемых книг по сей день.