Загадочный мир детской литературы: открытия и приключения

Последняя книга

В 1970 году вышел в журнале «Мурзилка» рассказ Яна Ларри «Храбрый Тилли» – записки щенка, написанные с юмором, который не уничтожило заключение писателя.
Это было его последнее произведение.
Умер Ян Ларри в 1977 году в Ленинграде. К сожалению, даже его столетие прошло незамеченным. Не было ни одной публикации в 2000 году, и это очень печально, потому что писатель это был очень хороший.
Использован ресурс интернета https://fb.ru/article/247194/detskiy-pisatel-yan-larri-biografiya-spisok-knig-osobennosti-tvorchestva

Библиография

  • «О маленьких людях» (1926)
  • «Пять лет» (1930)
  • «Окно в будущее» (1930)
  • «Как это было» (1930)
  • «Записки конноармейца» (1931)
  • «Страна счастливых» (1931)
  • «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937)
  • «Загадка простой воды» (1939)
  • «Небесный гость» (1940—1941)
  • «Приключения Кука и Кукки» (1961)
  • «Записки школьницы» (1961)

Чтение детьми художественной литературы в библиотеках Сибири и Дальнего Востока (конец XX – начало XXI в.)

Тимофеева Ю. В. Библиосфера. 2016. № 3. С. 31–36.
DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-31-36.

В статье на основе анализа исследовательской литературы и широкого круга источников впервые создана обобщенная, насыщенная фактами картина детского чтения художественной литературы в Сибири и на Дальнем Востоке

Обращено внимание на трудность разграничения чтения досугового и делового. Выявлены популярные жанры

Установлены любимые детьми авторы и произведения. Отмечен рост интереса читателей к экранизированным литературным произведениям.Ключевые слова: детское чтение, библиотека, художественная литература, досуговое чтение, деловое чтение, литературные жанры.

Список источников
1. Аскарова В., Сафонова Н. Подросток и взрослые: трудный диалог по поводу книги // Библиотека. 2007. № 1. С. 34–36.
2. Белов В. А., Громова В. В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. 2014. № 1. С. 31–37.
3. Добрынина Н. Е. Четырнадцатилетние книгочеи // Школьная библиотека. 2006. № 9/10. С. 91–96.
4. Ежегодный доклад о деятельности государственных
и муниципальных библиотек Кемеровской области: год 2004. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_2004. pdf (дата обращения: 10.09.2014).
5. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Кемеровской области: год 1999. URL: http:// www.kemrsl.ru/documents/Otchet_1999.pdf (дата обращения: 10.09.2014).
6. Елизарова Н. В. Влияние экранизации произведения на формирование читательского спроса // Чтение в XXI в.: традиции и тенденции : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 44–49.
7. Иванова А. Н. Создание среды развития детей через чтение: опыт и проблемы на пути достижения культур¬ной компетенции // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). 2006. № 1. С. 3–12.
8. Каранова В. В. Психологические особенности читательских интересов подростков Магадана // Книжная культура Магаданской области: история, проблемы, перспективы : материалы Первой межрегион. науч.-практ. конф. Магадан, 2003. С. 213–216.
9. Карепина Т. В. Современные читательские предпочтения детей 7–9 лет. Тенденция изменения структуры читательского спроса // Библиотеки – центры чтения : ма¬териалы обл. науч.-практ. конф. Южно-Сахалинск, 2009. С. 72–76.
10. Манухина Н. Н. Что читают наши дети? (по материалам социологического исследования Южно-Сахалинской центральной детской библиотеки) // Библиотеки – цен¬тры чтения : материалы обл. науч.-практ. конф. Южно-Сахалинск, 2009. С. 59–63.
11. Мелентьева Ю. П. Что показал опрос // Библиополе. 2007. № 12. С. 13–15.
12. Олзоева Г. К. Современный читатель-подросток // Библиопанорама. 2009. № 1. С. 75–82.
13. Основные итоги 2008 г. Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького. URL: http://www. maxlib.ru/lib.php?item=312 (дата обращения: 05.09.2014).
14. Отчет о работе Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького в 2011 г. URL: http://www. maxlib.ru/lib.php?item=312 (дата обращения: 05.09.2014).
15. Отчет о работе Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького в 2012 г. URL: http://www. maxlib.ru/lib.php?item=312 (дата обращения: 05.09.2014).
16. Рудик Е. Л. «Что и как мы читаем сегодня: вызовы
XXI века». Результаты чтения школьников // Человек читающий: Homo legens–6 Москва, 2013. С. 32–47.
17. Собкин В. С. Динамика изменения чтения в подростковой субкультуре // Школьная библиотека. 2007. № 9/10. С. 68–80.
18. Чарыкина Л. А. Все начинается с детства. О работе детских библиотек Кузбасса // Библиотечная жизнь Кузбасса. 1997. Вып. 4. С. 3–9.
19. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы // Школьная библиотека. 2003. № 10. С. 46–53.
20. Чудинова В. П. Чтение, любимые книги и «литературные герои» московских подростков // Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2013. С. 67–83.

Подросток

Категории: , тематические списки литературы

Подросток: рекомендательный список литературы для детей старшего и среднего возраста / ЦГДБ.- Самара, 2009.- 40с.В репертуаре современной детской литературы на целое 10-летие оказался вытеснен жанр подростковой повести. Сейчас этот пробел стал постепенно исчезать. Предлагаемый рекомендательный список современных книг – для современных подростков. Их герои, влюбленные и одинокие, яркие и неугомонные, ищут ответы на вопросы, волнующие каждого молодого человека, стоящего на пороге новой взрослой жизни. В списке 4 раздела: 1. Подросток в разные исторические эпохи; 2. Подростки в ожидании счастья (современные подростки); 3. Не такие, как все (подростки с ограниченными возможностями или необычными способностями); 4. Школьный роман (первая любовь); 5. Подростки в фантастике.В список включены произведения, изданные в последние 10 лет. podrostok.doc (cкачиваний: 406)

Публикация «Проект „Приобщение детей к художественной литературе через сотрудничество с сельской библиотекой“» размещена в разделах

  • Библиотека. Знакомимся с библиотекой
  • Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
  • Проекты. Проектная деятельность
  • Темочки

К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому, я решила приобщать детей к художественной литературе, тесно сотрудничая с сельской библиотекой.

Цель проекта : развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи: знакомить детей с различной художественной литературой.

Развивать связную речь, мышление, внимание, память, воображение. Развивать кругозор детей

Развивать кругозор детей.

Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним.

Перспективный план работы на год:

Сентябрь

1. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

2. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекой, профессией библиотекарь.

3. Чтение книг по выбору детей.

Октябрь

1. Беседа «Краски осени» (художники, поэты, писатели, музыканты об осени).

2. Выставка детских рисунков по произведениям поэтов и писателей об осени.

3. Чтение стихов: А. С. Пушкина, А. Плещеева, Ф. Тютчева. Рассказов: «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Спокойной ночи!» О. Иваненко.

Ноябрь

1. Родительское собрание: «Роль книги в жизни ребёнка».

2. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибком».

3. Чтение произведений В. Чарушина, В. Сутеева.

Декабрь

1. Беседа «Зимняя сказка» (Писатели, поэты, художники, музыканты о зиме). Приметы зимы.

2. Чтение стихов: А. С. Пушкин, Е. Трутнева и другие. Рассказы: В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкий «В зимнюю стужу».

Январь

1.«Святочные забавы» (колядки, народные игры, чаепитие).

2.«Зимние Олимпийские игры в Сочи»– познавательный час.

Февраль

1. Первое знакомство с писателем Ф. А. Абрамовым. Экскурсия в музей Ф. А. Абрамова.

2. Экскурсия к усадьбе Ф. А. Абрамова.

3.«Мы будущие защитники» – знакомство с книгами, посвященными Армии.

Март

1. Книжкины именины «В гостях у дедушки Корнея».

2. Выставка детских рисунков по сказкам К. И. Чуковского.

Апрель

1.«Маленькие астрономы»– познавательный час.

2.«Мы читаем Михалкова»– знакомство с произведениями

С. Михалкова.

3. Чтение книг: «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и другие стихи

С. Михалкова.

Май

1.«Дети военной поры». (Встреча с очевидцами).

2. Чтение произведений: Л. Кассиль «Главное войско», С. Баруздин «Шёл по улице солдат».

Июнь

1. День Пушкина.

«У Лукоморья». Инсценировка «Сказки о золотой рыбке».

2. Чтение произведений А. С. Пушкина.

3. Проведение игры «Книжкина больница».

Итоговое мероприятие совместно с родителями: Викторина «Книжки нашего детства».

Предполагаемый результат: развить у детей устойчивый интерес к книгам, желание читать, слушать художественную литературу, рассматривать иллюстрации, посещать сельскую библиотеку совместно с родителями.

«Святочные посиделки»

Цель: создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции; развивать у детей интерес к русским традициям; продолжать знакомить с русским фольклором.

Материал: самовар, стол с угощениями, картинки «профессии», платок

Переписка со Сталиным

В декабре 1940 года Иосифу Виссарионовичу пришло письмо, в котором обещалось, что произведение анонимного автора предназначено только вождю. И ему не требуется никаких наград, и первую повесть он будет присылать только короткими главами, чтобы не утомить своего высокого читателя. И действительно, были присланы семь глав повести «Небесный гость». В ней рассказывалось, что на Землю прибыл марсианин. Он встречается, знакомится и разговаривает с интеллигентами, рабочим, колхозником. Он читает газеты и делает выводы, что на Земле довольно много праздников и пустословия, а настоящий день выпущен из внимания, что законы бессмысленны, и в стране царит ужасающая бедность. Культура, по его мнению, разваливается. Ничего нового в театрах и литературе не создается, так же как и в науке. И печать находится под гнетом тупой цензуры. Довольно скоро автора нашли. Яна Ларри осудили за антисоветские высказывания на пятнадцать лет лишения свободы. А он-то по наивности предполагал, что Сталин не знает, что творится в стране, и хотел ему открыть глаза на истинное положение дел.

Возвращение в литературу

В эти годы он не забывает, что он все-таки журналист, и периодически печатается в газетах. И тут ему, наконец, повезло. Судьбе было угодно познакомить его с Самуилом Яковлевичем Маршаком. Тот в это время искал человека, который сможет написать в занимательной форме книгу по биологии. Вот тут научный руководитель Ларри, академик Л. Берг, и предложил своему подчиненному написать детскую увлекательную книгу.
С большим энтузиазмом и увлечением принялся Ян Леонидович за работу. Он писал быстро, поддерживая контакт с Самуилом Яковлевичем. Так родилась повесть «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Книга вышла в 1937 году, но только с помощью Маршака, так как редакторы отказывались ее принимать. Но зато потом пошли хвалебные рецензии. В 1940 году она вышла повторно с классическими на сегодняшний день иллюстрациями Георгия Фитингофа.

Like this post? Please share to your friends: