Приобщение дошкольников к художественной литературе: методы и практика

Слайд 6Ориентация детей в образовательной области .О чем узнают дети.Дети знакомятся

с художественными произведениями разных видов и жанров. В круг их

чтения входят разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: потешки, песенки, прибаутки, заклички – обращения к природе. Им знакомы народные сказки: кумулятивные (основанные на повторении однотипных действий) и о животных, некоторые произведения русской и зарубежной классики (поэтические тексты, их фрагменты и проза), а также рассказы, сказки и стихи современных авторов.Дети начинают понимать на конкретных примерах, что содержанием литературных произведений является окружающая действительность и жизнь человека, прежде всего ребенка, его чувства, действия с предметами, игрушками, животными. Начинают понимать значение иллюстрации в детской книге.Дети узнают наиболее простые особенности литературной речи знают простые традиционные средства выразительности языка фольклора: «говорящие» имена героев сказок о животных, типичные для детского фольклора слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, постоянные формулы начала и окончания сказки.Дети знают, как можно выразить свое отношение к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театра.В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребенка.Литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Слайд 11Сказки. «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые

козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала»

(мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).Произведения русской классической литературы В. Жуковский «Котик и козлик>, «Птичка»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»; А. Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…», «…яблоко Оно соку спелого полно…»; А. Блок «Зайчик»; И. Суриков «Первый снег пушистый…»; Л. Толстой «Была у Насти кукла…», «Пошла Катя поутру…», «Деду скучно было…», «Спала кошка на крыше…», «У Вари был чиж…», «Саша был трус…», «У Миши были сани…», «Нашли дети ежа…», «Сел дед пить чай…»; Ф. Тютчев «В небе тают облака…»; К. Ушинский «Васька», «Два козлика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей»; А. Фет «Чудная картина…», «Ласточки пропали…», «Кот поет, глаза прищуря…»; С. Черный «На коньках».

Работа в книжном уголке детского сада

Описание презентации проекта «Книга в детский сад»

1 слайд

Данный проект осуществляется на протяжении нескольких лет в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении Центре Развития Ребёнка детском саду № 4 «Золотой ключик». Вашему вниманию представлен проект по «Приобщение детей к художественной литературе с использованием детской книжной графики». Данный проект разработан, с цель помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь.

Также рекомендуем статьи по художественной литературе в детском саду:Формы работы по приобщению детей к чтению.Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.Приобщение детей к истокам русской народной культуры в ДОУ.Приобщение детей к чтению.Приобщение детей к чтению художественной литературы.

2 слайд

Для реализации проекта, прежде всего, в своём детском саду мы начали работу с того, что определили основные цели и задачи:

  • прививать интерес и любовь к книге, чтению;
  • развивать творческие способности детей, воображение;
  • развивать интерес к книжной графике;
  • воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания книги.

В своей работе мы опираемся на опыт педагогов Ростовской области, использую региональные технологии.

3 слайд

Для реализации данных направлений необходимо было создать предметно-развивающую среду: Мини детские библиотеки, где имеются дидактические игры и наглядный материал (работы художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, В.В. Лебедева, В.М. Конашевич, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачева). Подобраны художественные произведения с учетом возраста и программы, реализуемой в ДОУ.

4 слайд

В нашем саду ежедневно проводятся чтения в свободной форме. Так же на специально организованных занятиях, начиная со второй младшей группы.

5-7 слайд

Систематически в рамках детского сада проводятся литературные досуги, праздники, развлечения, конкурсы чтецов и детских рисунков и поделок. Так же дети и педагоги нашего детского сада участвуют в региональных и всероссийских конкурсах.

8 слайд

По прочитаны книгам, организовываются театральные постановки, кукольные театры, и просто обыгрывание сюжета с участием, как детей, так и педагогов.

9 слайд

Детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой. Сотрудники библиотеки устраивают для детей литературные встречи, театральные представления и праздники книг.

10 слайд

Приобщить ребенка к книге – невозможно без участия семьи. Мы используем различные формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания («Ребенок в информационном пространстве», «Ребенок и книга» и т. д.);
  • выставка детских рисунков «Иллюстрация к моей любимой книге» оформлена в сотворчестве с родителями;
  • созданы папки-передвижки «Организация детского чтения в семейных условиях», «Что читают детям в группе», «Поучите вместе с нами» и т. д.
  • совместно с воспитателями, родителями дети «выпускают в свет» книжки-самоделки.

11 слайд

В поддержку у малышей желание творить, был разработан проект «Создание новой книги»: по созданным детьми иллюстрациям мы сочиняем совместно новую сказку.

12 слайд

Среди родителей систематически проводится анкетирование на темы Книга – это возможность общения со взрослым» и «Роль книги в семье». Анкеты разработаны сотрудниками детского сада.

13 слайд

Так же совместно с родителями и детьми в саду проводится «День здоровой книги». Дети младшего возраста принимают участие в таких акциях совместно со своими родителями. Дети же старшего возраста производят «лечение» книг самостоятельно и под руководством педагога.

Слайд 2Вторая младшая группа (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте начинает складываться

первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические

жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.

Задачи воспитания и развития детейВоспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (из текстов народных сказок и прибауток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого.Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев

Слайд 12Произведения современной русской и зарубежной литературы Я. Аким «Откуда», «Елка

наряжается»; З. Александрова «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; А. Барто

«Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот С насиженной. гнилушки…», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Искалочка», «Больная кукла», «Про машину», «Снегопад»; Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик», «Вот какая мама», «Улетают, улетели…», «Мы пускаем пузырю»; А. Введенский «Мышка», «Кто», «Черный кот», «На лыжах»; Л. Квитко «В садочке»; М. Клокова «Воробей с березы…», «Мой конь»; с. Маршак «Детки В клетке», «Сказка О глупом мышонке», «Усатый- полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота», «Сказка об умном мышонке»,, «Кто колечко найдет»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Н Павлова «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал “мяу”?»; Я. Тайц «Кубик на кубик», «Ага»; И. Токмакова «Как на горкe снег, снег…», «Глубо коли, мелко», «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке…», «Голубю»; С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит – убежит…»; Д Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; В. Хорол «Зайчик»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Айболит», «Ежики смеются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. Шабад «Лесенка»; Л. Берг «Рыбка» (англ.);,Д Биссет «Га-га-га» (англ.); А:Босев «Трое» (болг.); Ф. Грубuн «Очки» (чеш.); у Дисней «Приключения маленького щенка» (амер.); Н. Забила «Ясочкин садик> (укр.); С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); М. Карем «Мой кот», «Цыпленок», «Серое и белое», «Зайчонок отправился в город» (фр.); Л. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька» (евр.); Ф. Мугур «Рило-Иепурило и Жучок с золотыми крылышками» (рум.); Ногути Удзе «Кукушка» (яп.); Ю. Tyвuм «Где очки?» (пол.).

Слайд 10Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Ой, ду- ду…», «Привяжу

Я козлика…», «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Киска, киска…»,

«Пошел котик на торжок…», «Кисонька- Мурысенька…», «Сорока- белобока», «Идет коза рогатая…», «Ладушки», «Водичка-водичка…», «Наша Маша», «Заинька», «Волк-волчок шерстяной бочок…», «Гуси вы, гуси…», «Как без дудки, без дуды…», «Петушок», «Уж ты, радуга дуга» . Сказки. «Волк И семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса И журавль», «Маша И медведь», «Петушок И бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса». Фольклор народов мира Малые формы фольклора. «Горкой, горкой…» (белорус.), «Едем, дем на лошадке» (швед.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, в зеленом бору…» (укр.), «Ой, как весело» (зст.), «Соловей-соловушка» (лат.), «Где ночует солнце?» (арм.), «Заяц», «Палочка» (кабард.-балк.), «Козленок> (тадж.), «Люли, люли, моя крошка» (лит.), «Перчатки», «Храбрецы», «Курица» (англ.), «Дедушка Рох», «Топ, топ» (пол.), «Дождь, дождь», «Ручки, спляшите», «Рыбки» (фр.).

Like this post? Please share to your friends: